Сейчас на сайте

Сейчас на сайте находятся:
33 гостей

Нет посетителей в онлайн

Дни рождения







Форум ХВВАУЛ
Добро пожаловать, Гость
Пожалуйста Вход или Регистрация.
Забыли пароль?
ВСТАТЬ НА КРЫЛО ( выпуск 1972 г.) Просматривают 1: [гостей - 1]
Вниз Ответить Избранное: 0

Сообщения темы: ВСТАТЬ НА КРЫЛО ( выпуск 1972 г.)

#3867
presskor68
Прохожий
Постов: 8
graphgraph
Пользователь в оффлайне Кликните здесь, чтобы отправить пользователю Личное сообщение Кликните здесь, чтобы посмотреть профиль этого пользователя

Личная информация


ВСТАТЬ НА КРЫЛО ( выпуск 1972 г.) 13.12.2015 15:23 Репутация: 1  
ВСТАТЬ НА КРЫЛО
(О курсантских буднях 1968 - 1971гг.)

Приказ о зачислении на первый курс обучения в Харьковском ВВАУЛе начальник училища, полковник А. Машкей подписал 28 августа 1968 года. В эти дни Харьков праздновал очередную годовщину освобождения от фашистской оккупации в годы Второй мировой войны. В числе мероприятий командование училища предложило для новоиспеченных курсантов и всего личного состава пересмотреть, в который раз, художественный фильм «Дни летные» с Николаем Олялиным.в главной роли. Уже не впервые, но все смотрели фильм о современных летчиках с нескрываемым восхищением.
После праздников наступили нелегкие курсантские будни, которые начинались с «курса молодого бойца». Нас переодели, определили жилье – второй этаж курсантской казармы, распределили по взводам и учебным отделениям: курс состоял из четырех взводов и восьми отделений. И только теперь удалось поближе познакомиться с коллегами, с которыми придется пройти весь сложный путь обретения военной профессии летчика-инженера.
Среди нас, курсантов, оказались представители всего необъятного СССР: Дальний Восток представлял выпускник Уссурийского суворовского училища Анатолий Штабной, Новосибирскую область – Сергей Светлолобов, Москву – Геннадий Жильцов, Борис Липатов и Сергей Ежов, Ленинград – Анатолий Смирнов, Гатчину Ленинградской области – Николай Павленко, Донбасс – Юрий Бедров, Юрий Агарков, Александр Бобров, Николай Киор, Петр Садченко, Алексей Слетин, Александр Януль, Киев – Борис Усенко, Запорожье – Владимир Щербина, Днепропетровщину – Анатолий Бортник, Полтавскую область – Валерий Солошенко, Александр Галкин, Анатолий Ненько, Петр Пономаренко, Одесскую область – Николай Сербин, Владимир Войтенко, также Cлава Чесноков, В. Панферов, В. Торопов, Николай Гриненко, Виктор Демецкий, Владимир Илюшечкин, Александр Чуйкин, Геннадий Шашков и другие.
При этом многие курсанты уже имели воинские звания, присвоенные за период срочной службы и, естественно, они и получили полномочия младших командиров в курсантских подразделениях. Так заместителем командира взвода был назначен выпускник суворовского училища сержант Александр Николаев, командирами учебных отделений стали младший сержант Анатолий Бортник и сержант Владимир Стешенко. Командиром учебного взвода курсантов был назначен капитан Злобин, старшина курса – В. А. Муллер.
Первое знакомство с реактивным учебно-тренировочным самолетом Л-29 состоялось на газовочной площадке училища. Там размещались самолеты, которые были в числе приоритетных для обучения в летном училище. Рядом с Л-29 на стоянке были УТИ МиГ-15, МиГ -17, Миг -21 – эти машины были включены в учебно-летный курс подготовки летчиков-инженеров, а также ЯК-28, который ранее был профильным для обучения курсантов. Особенно мы задерживались возле 15 МиГа и вглядывались в табличку, которая гласила, что на этом самолете проходила специальную подготовку группа летчиков-космонавтов. Причастность к таким событиям не оставляла никого равнодушным.
БЛИЖЕ К НЕБЕСАМ
В конце марта 1970 года нас распределили по экипажам и назначили командиров. В основном, нашими шефами и наставниками в освоении летной профессии были выпускники училища предыдущих лет, которые стали лейтенантами и старшими лейтенантами с почетной приставкой летчик-инструктор. Командиром нашего экипажа стал лейтенант, летчик-инструктор Анатолий Ильюшко, который много усилий приложил, чтобы поднять нас на крыло…
Официально к обучению на учебном самолете Л-29 четвертая эскадрилья приступила 13 апреля 1970 года. В этот день нам выдали летные книги и каждый соискатель летной профессии завел личную тетрадь предварительной подготовки к полетам. Также представили командиров и начальников: заместителя командира в/ч 19109, подполковника В. Супонина, командира четвертой авиационной эскадрильи, майора А. Корчагина, штурмана АЭ, майора А. Канина, начальника ПДС, капитана А. Кабанова, заместителей комэска А. Троекурова, Л. Ермакова, Э.Онищенко, командира звена, мастера самолетного спорта, майора В. Загоруйко, летчика – инструктора, лейтенанта А. Ильюшко и других офицеров.
Перед тем, как отправиться на учебные аэродромы, все курсанты совершили парашютные прыжки на аэродроме училища, что размещался на окраине Харькова, возле станции Рогань. Нам рассказывали, что раньше это был базовый аэродром авиационной школы, где постигали мастерство управления самолетами признанные ассы войны, Герои Советского Союза и просто хорошие летчики, которые сумели показать в боях верность военной присяге и непримиримость к врагам Отечества. Также пришлось испытать труднообъяснимое впечатление от тренировочного катапультирования на НКТЛ-3. Все, кто это испытал, были в непередаваемом восторге и мало кто задумывался о том, что когда-нибудь придется воспользоваться этой надежной системой спасения летчика в критических ситуациях. Но, как говорится, тяжело в учении – легко в бою!
Следующий этап летной подготовки: Сумская область, город Лебедин, аэродром воинской части № 19109. И полетели дни за днями… Первый полет состоялся 25 июня 1970 года. Прекрасный солнечный день, толпа курсантов и обслуги аэродрома возле курилки, на столе – несколько пачек сигарет «Столичные» (это традиция, так называемые «вылетные», чтобы хорошо взлететь и успешно приземлиться), а я в кабине ЭЛки готовлюсь осуществить свой первый самостоятельный полет. Получил от руководителя полетами разрешение на рулежку, потом запросил разрешить взлет… И самолет, набирая скорость, мчится по взлетной полосе, короткое движение ручки и – долгожданный отрыв от земли и управляемый полет. Задание самое простое: совершить самостоятельный полет по кругу. Значит – взлет, набор высоты, разворот, подъем до 500 метров, горизонтальный полет до очередного разворота, далее – снижение и четвертый, самый ответственный разворот, который определяет успешную посадку. Радости нет предела. Я даже оглянулся – нет ли в задней кабине инструктора и что -то прокричал ему по внутренней связи, чтобы окончательно убедиться, что кабина свободна. На приземлении, от эйфории, допустил чуть-чуть превышение скорости, самолет подпрыгнул и сразу в наушниках прозвучал спокойный голос руководителя полетов, штурмана эскадрильи А. Канина: «Сынок, задержи ручку». Понял, что рано радоваться – полет еще не закончен…
Подготовка летчиков – инженеров основывается на серьезных мерах обеспечения безопасности. Но, к сожалению, бывают исключения из правил: подводит техника, курсанты и опытные пилоты, да и техники, в процессе подготовки самолетов к полетам, допускают ошибки, бывают нештатные ситуации, которые трудно исправить. В нашей эскадрилье произошло летное происшествие с курсантом Юрием Агарковым. В самостоятельном полете, на взлете, «не потянул двигатель» – самолет Л-29 рухнул с высоты 7-10 метров на поле за пределами ВПП…
К месту катастрофы немедленно помчались «скорая», «пожарная», «техничка». Курсанты бежали вместе с офицерами, командиры прыгнули в дежурный транспорт. К счастью, все обошлось благополучно, только потому, что курсант при взлете строго выполнял требования безопасности. Его увезли в госпиталь без особых повреждений, и через несколько дней Юра уже продолжил учебную программу. Позже мы узнали, что причиной «провала» двигателя на взлете стала металлическая стружка в топливном насосе – по крайней мере, так нас информировали.
Лично у меня в полете с инструктором, лейтенантом Весненым, который возглавил наш экипаж после того, как Анатолий Ильюшко «выпросился» в строевую часть на МиГ-21, случился отказ генератора – все стрелки приборов уперлись в нули, затих привычный шум работающих приборов, отключилась сигнализация, пропала связь с КП. Инструктор успокоил: «Керосинка работает – так что вернемся домой и благополучно сядем». Так все и получилось: прошлись над полосой, кивая крылышками, нам освободили посадочную, зашли по системе и удачно приземлились. Причиной нештатной ситуации в полете стал отключенный тумблер сети генератора. И такое бывает…
А чаще случаются приятные моменты. Так было в летний субботний день. К нашему удивлению, не все наши инструкторы улетели на побывку домой, а курсанты из своих источников узнали, что мастера самолетного спорта готовятся к показательным выступлениям. И «свои люди» даже «продали» время и место начала действия. Мы собрались возле палатки, лицом к видневшимся жилым постройкам города и увидели, как группа Л-29, на предельно низкой высоте, мчится над городом и в одно мгновение распускается боевым разворотом со сверкающими сигнальными ракетами. Для нас это был праздник. Стали уважать наших наставников еще больше за мастерство и смелость в сложном пилотаже. А причиной столь оригинального поздравления от авиаторов стало бракосочетание нашего летчика-инструктора Анатолия Ильюшко.
Вообще-то в Лебедине особенно не разгуляешься. В 70-е годы там, кроме нашего учебного подразделения ХВВАУЛ, были расквартированы военнослужащие школы младших авиационных специалистов, а еще, рядышком с городом, в лесу располагалась часть ракетчиков – так что, каждое подразделение выставляло на выходные свой патруль…
Осень пришла, как всегда, неожиданно – с дождями, пожелтевшими листьями деревьями, потемневшими речками. С высоты полета приятно было наблюдать за золотистым нарядом лесов, очерченных зеленью хвойных деревьев. Природа готовилась к зиме, а мы осваивали полеты по маршруту, готовились к заключительному этапу подготовки на самолетах Л-29. Близился долгожданный отпуск. По – традиции, хотелось как-то отметить столь важное событие в нашей жизни, как ни как, впереди нас ожидало изучение программы третьего курса и освоение самолетов-истребителей семейства МиГов.
В это время многие курсанты были «командированы» под разными предлогами в город, чтобы «отовариться» к окончанию курса обучения. Но наметанный глаз начальника штаба не дремлет: задержал курсанта с увесистым портфелем с алкоголем. Срочно всех присутствующих в городке выстроили возле казармы и, что бы вы думали, под всеобщий неудовлетворительный гул курсантов, да и офицеров, бутылки шампанского, коньяка, водки и пива были разбиты о бетонный колодец. А в заключение такой экзекуции начштаба произнес: «Летчик и спиртное – несовместимы». Только он не ведал, что уничтоженное спиртное – только небольшая толика того, что успели его подопечные заготовить для прощания с Лебедином…
Анатолий Ненько, курсант ХВВАУЛ 1968-1971 гг.
Подробнее о жизни курсантов ХВВАУЛ читайте:
ВСТАТЬ НА КРЫЛО: www.ngorod.net.ua/books/vstat-na-krylo/
КРЫЛЬЯ КРЕПНУТ В ПОЛЕТЕ: http://www.ngorod.net.ua/books/krylya-krepnut-v-polete/
 
Редактировалось: 16.04.2016 17:27. Редактировал Ненько Анатолий 1972.
  Для добавления сообщений Вы должны зарегистрироваться или авторизоваться.
Вверх Ответить