Восстановление тренажера ТЛ-29 |
Олег Крюков и я в апреле месяце 2007 года купили тренажер ТЛ-29. Кабину, по сути, уже списали. Забрали мы её практически из-под "болгарки". Я не Лев Толстой, но все равно попробую описывать все свои мысли. Когда я принимался за это, как внешне казалось безнадежное мероприятие, так на руках была кабина производства фирмы "Тесла" 1967 года выпуска.
И была четко сформулированная задача: - восстановить тренажер. А вот как это сделать? По сути, эта задача не просто восстановления работоспособности техники почти полувековой давности, а коренная переделка всех систем, отвечающих за работоспособность устройства. Мало того, мы замахнулись не просто на переделку, а на создание комплекса, способного работать под различными управляющими симуляторами. Начиная с Ил-2 "Забытые сражения", заканчивая тем, что сейчас еще только пишется и находится в разработке. Очень много внимания при начале проектирования было уделено сохранению аутентичности устройства. Помог случай. И нам нашли эксплуатационные документы (Журнал отказов, технические описания и т.д.), подтверждающие что в 1967-70 гг. тренажер эксплуатировался в в/ч 21215 - ныне "Центр подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина." ФотЫ (рапорт и с печатью библиотеки) Еще с нами поделились информацией о том как, бывший зам. начальника ХВВАУЛ по научной работе п-к Губчик А.А. рассказывал, что на тренажере занимался научной работой Ю.А. Гагарин. Сам Губчик, как говорит авиационная молва, был у Гагарина рецензентом на дипломном проекте в академии им. Н.Е. Жуковского. По данным, указанным в наших формулярах, получается - кабина находилась на летной базе отряда космонавтов (в/ч 21215(). ). К сожалению, пока нет подтверждения, но теоретически на ней мог тренироваться весь состав первого отряда космонавтов. Выходит, на руках оказалось не просто полтонны металлолома, а историческое устройство. Сразу вопрос к Уважаемым коллегам. Может ли кто-нибудь помочь с документами на тренажер? Много и многие нам обещали, но реально помочь в легализации кабины, к сожалению, никто не смог. Сейчас уже можно сказать, что от первоначального облика у тренажера изменилась только верхняя часть РУСа и часы. Ручку пришлось поменять, так как родная ручка на Л-29 очень не насыщена кнопками и переключателями, а часы+.. кабина нам досталась без часов. Всю работу по восстановлению можно разбить на несколько этапов: 1. Оценка состояния узлов и механизмов, электроники. 2. Определение первоочередности направлений работ. 3. Первоначальное проектирование систем. 4. Проектирование: а. Общей компоновки. б. механики - узлы имитации нагрузки по каналам управления. в. электроники - блок сопряжения с ПЭВМ, блоки логики по отдельным каналам управления, проектирование датчиков каналов управления. г. блока имитации звуковых, вибрационных эффектов. Блока слежения за положением головы и управлением камеры в симуляторе от положения головы виртуального пилота. д. выбор устройства вывода (проектор, система проекторов, монитор или телевизор с большой диагональю). е. силовая схема для всех необходимых напряжений. ж. параметров ПЭВМ. 5. Сборка и установка систем 6. Регулировка 7. Покраска, восстановление внешнего вида. На первоначальное проектирование у нас ушло примерно два месяца. Параллельно пошла работа по замене проводки на всех приборах, лампочках, кнопках и тумблерах. В этой работе очень помог выпускник ХАИ Игорь Токарь. Он очень четко понял задачу и уже в конце июня в кабине заработали первые тумблеры и кнопки. Параллельно мы определились с механикой. Было принято решение не использовать родной тренажерный блок имитации усилий на каналах управления. Был разработан оригинальный загрузчик, позволяющий пока только статически изменять усилия на ручке и педалях. А в последствии, есть возможность доработать к нему блок изменения нагрузок на ручке в зависимости от скорости и высоты виртуального полета. Долго выбирали куда выводить картинку. Даже провели тесты проектора, но+ экономика сказала свое "Я". Соотношение цена/ресурс у проектора не лучшее. Поэтому по итогу остановились на телевизоре с TFT матрицей. Тем более угловое разрешение пиксела оказалось всего в 1,5 раза ниже чем у проектора. Да и цветовая гамма получше. Активное участие в восстановлении и помощь нам оказывают большое количество людей. Программированием и компьютерной частью тренажера пригласили заниматься студента первого курса ХАИ Стаса Воловика. На него упала вся программная часть по программированию кнопок под разные самолеты в симуляторе "Ил-2". Для помощи в решении этой задачи нам пришлось привлекать даже программистов из команды "Gennadich Team" г. Москва. Фирма пишет новый авиасимулятор, охватывающий период 1918-1968 гг. Андрей Рыбалко (программер Gennadich Team") посоветовал нам оригинальный язык программирования, с помощью которого Стас написал интерфейсные модули, позволяющие например, с помощью одной кнопки выполнять разные функции. Так например модуль понимает однократное нажатие и "нажали-подержали" по разному. Это позволило не плодить кучу копок под "шифты, альты и контролы", и уменьшить количество электроники и реле. Нам помогают многие добрые люди. Это и руководитель Украинского подразделения фирмы "Saitek". Александр поставил нам устройство, имитирующее вибрацию. Специальный планшет - клавиатура этой же фирмы позволяет увеличить количество функциональных кнопок в разы. Ведь кабина Л-29 не приспособлена под функциональность самолетов 4-го поколения. Приходится немного хитрить и часть редко используемых функций выносить на планшет. Хочу так же сказать спасибо Паше Курило. Он не просто выступал покорным слушателем, но и творческим и технически подкованным оппонентом. То и понятно - бывший зам нач. цеха ХАЗа, вот только сейчас компьютеры собирает+.. В оформлении внешнего вида, оригинал - макета, помог художник издательства "ЭКСМО" Олег Корж. Творческий человек, неподдельно влюбленный в небо, сделал очень красивый макет оформления. На конечном этапе, но очень толково нам помог, и помогает, работник модельного цеха ХАЗа Виталий Долженко. Ну и самый главный двигатель идей и тестер - это Олег Крюков. На 100% можно сказать, что все, что сделано - придумал он. Нам, остальным участникам, оставалось только думать, как реализовать и воплотить его мысли в материале. Июль месяц прошел у нас под знаком "что-то начало получаться". Спалив два раза контроллер управления, и взорвав на нем микросхему мы потихоньку продвигались к цели. Это сейчас датчики прочно привязаны к тягам и положение датчиков легко регулируется+ Были и тупиковые идеи, особенно пришлось помучиться с каналом тангажа. Нижняя часть ручки, при отклонении по крену, совершает небольшое движение в канале тангажа на кабрирование. Получается что при полностью данной ручке "в сторону", только из-за конструкции, мы имеем небольшое движение ручкой "на себя". В реальном самолете тяги длинные и это просто не заметно. У нас же база, РУЧКА-ДАТЧИК чуть больше метра. Плюс еще нижняя часть ручки ходит по дуге окружности, что приводит на небольшой базе к вращению тяги. Решение нашлось жутко простое: - поставили вместо тяги к датчику нейлоновый трос. Он скомпенсировал вращение, а уже компоновкой датчика мы вывели погрешность тангажа при ручке, отданной полностью по крену, до 0,65% от полного хода. В августе мы приступили к сборке машины. Медленно, но уверенно встал на место компьютер. Правда привычной коробки с микросхемами вы у нас не найдете. Машина на тренажере стоит мощная, это понятно хорошо, но+ её же надо охлаждать! Пришлось делать "аэродинамическую трубу". По итогу компьютер стоит в канале. С одной стороны которого установлены четыре вентилятора. Потом канал сужается, обходит блок загрузчиков каналов управления и в конце воздух попадает на установленную под углом материнскую плату. Правда пришлось немного доработать еще и обдув видеокарты. По итогу только видушка скинула порядка 20С. Вентилятор на процессоре, помогает обдуву медного радиатора проца, но наше охлаждение гораздо эффективнее штатного. Сейчас, на начало декабря, кабина находится в состоянии 95% готовности первого этапа. На второй этап запланировано восстановление и запуск приборов тренажера. Пока мы обходимся картинкой приборов на мониторе, но это только пока. Система позволяет очень точно отслеживать положение органов управления тренажера. В ней применены бесконтактные магнитные датчики. На тестовых полетах виртуальный пилот может четко пилотировать тренажер в любом симуляторе. Ограничений нет. Но приоритет отдан полетам в симуляторе "Ил-2" через интернет. Наш самый любимый проект http://www.adwwar.com. В таких виртуальных полетах отрабатываются командные действия людей, ни разу друг друга не видевших, но способных договориться и сделать командный виртуальный вылет. С предварительной разведкой, прокладкой маршрута, выделением ударной группы и группы прикрытия. Главное для нас развитие навыков совместных, тактически грамотных действий. Это -главная цель в нашей работе. Что будем делать с кабиной? Есть желание поставить в общедоступном месте в качестве оригинального аттракциона, хотя слово аттракцион в данном контексте не правильное+ скорее авиационно-исторический объект. Все-таки Харьков город не только танковой славы. Надеемся что жителям нашего города будет интересно притронутся, а и полетать (хоть и виртуально, но все-таки полетать) на историческом, но восстановленном по самым современным технологиям тренажере. А еще в наших планах стоит восстановление рабочего места инструктора с тренажера ТЛ-29 и восстановление тренажера ТЛ-39. ТЛ-39 достался вообще в виде "без слез не взглянешь", но мы постараемся совместить имеющийся корпус с панелями приборов от МиГ-21 БИС. Вот такие планы.
Малышев Владислав Комментарии (11)
![]() ![]() Автор: Валерий, January 20, 2008
Проблемма одна;---Ил-2.
Дело в том,что лётчиков,летавших на Ил-2,сейчас нет. к сожалению)Последний Ил-2 летал в 1956 году. Его не жаловали лётчики (первое)этотстамолёт создавалсяпод конкретную задачу, и был не самым лучшим для неё "в смысле задачи". Вобщем можно очень много говорить на эту тему( кокретно и аргументированно) Но такие программы(игры) живут долго, и не хотелось бы чтообы они попали под критику. Поэтому;Обратите вимание 1;Ручка управления самолёта сделана "под две руки" Это говорит о то что вопервых -- Эправление было "затежелено" - управление двигателем (шаг,газ, юбка охлаждения, подача возуха к масорадиатору, в процессе боевого применеия не осуществлялись)--- это очень важно поскольку влияет(очень) на качество атаки -- Системы прицеливания как таковой не было (так как прицельная система бала мало эфективной и трамировала (убивала)лётчика при аварийных посадках или не проффесиональных посадках (90% вреалиях сов. ВВС)" к стати по этому прицел и снимали" Есть ещё очень много пунктов" на которые необходимо обратить внимание. Но с другой стороны я понимаю, что пипл и так схавает", выбирать Вам. ![]() Автор: Малышев Владислав, January 28, 2008
Тренажер сделан под СИМУЛЯТОР Ил-2. Почему? Очень просто - развитая сеть онн-лайн серверов.
Мы отрабатывали разные варианты.? МСФС, и ЛОКОН. Но остановились на "Ил-2" как на самом массовом симуляторе на данный момент. Хотя технически сделать тренажер под МСФС было бы гораздо проще. Основная цель - командная работа, изучение тактики ВВС. ЛОКОН и МСФС этого не дадут. ![]() Автор: Вячеслав, February 10, 2008
Молодцы ребята!!! А где вы находитесь? Хотелось бы посмотреть на это чудо
![]() Автор: Крюков Олег 1980, February 13, 2008
Молодцы ребята!!! А где вы находитесь? Хотелось бы посмотреть на это чудо
В Харькове. ![]() Автор: Peter, March 07, 2009
Интересует как Вы организовали загрузку РУСа.
В свое время почти сделал напольный джой, но после того как в руки попал Microsoft Sidewinder Force Fedback2, разработку забросил. Чтобы реализовать обратную связь на полноразмерном РУСе по расчетам получались электромоторы килограмм по 20 весом и размерами "как движок от лифта". Может чего-то не понял и неправильно считал? ![]() Автор: Крюков Олег 1980, March 10, 2009
2 Peter напиши Владу-Alaska---он тебе подробно усё ответит .аська 465017632
![]() Автор: Федоров Михаил, August 27, 2009
Молодцы! Хорошее дело делаете.
Я в свое время был начальником лаботатории ВТ в Чвваул и хотел соединить два ТЛ-39 через СМ-1420 для имитации боя, для этой цели даже добился, чтобы закупили блок каналов ввода-вывода для СМ, дальше последовал развал всего и, естественно, завершение голубой мечты. После сокращения ЧВВАУЛа дослужил в Харькове и уволился по сокращению штатов. Если буду полезен, пишите. С уважением, Федоров ![]() Автор: Вадим Николаевич Ищук, October 07, 2010
Сегодня там был. Работа проделана коллосальная! Сделано более чем всё! Остались мелочи. Большие, но мелочи.
Ребятам честь и слава! Это надо видеть, щупать, чувствовать. Словами не передать! Написать комментарий
Вы должны авторизоваться, чтобы добавлять комментарии. Пожалуйста, зарегистрируйтесь.
|
След. » |
---|
Хорошее дело делаете. Думаю простаивать тренажер не будет