Сейчас на сайте

Сейчас на сайте находятся:
3 гостей

Нет посетителей в онлайн

Дни рождения


Восстановление тренажера ТЛ-29
Олег Крюков и я в апреле месяце 2007 года купили тренажер ТЛ-29. Кабину, по сути, уже списали. Забрали мы её практически из-под "болгарки". Я не Лев Толстой, но все равно попробую описывать все свои мысли. Когда я принимался за это, как внешне казалось безнадежное мероприятие, так на руках была кабина производства фирмы "Тесла" 1967 года выпуска.

 

И была четко сформулированная задача: - восстановить тренажер. А вот как это сделать? По сути, эта задача не просто восстановления работоспособности техники почти полувековой давности, а коренная переделка всех систем, отвечающих за работоспособность устройства. Мало того, мы замахнулись не просто на переделку, а на создание комплекса, способного работать под различными управляющими симуляторами. Начиная с Ил-2 "Забытые сражения", заканчивая тем, что сейчас еще только пишется и находится в разработке.



Очень много внимания при начале проектирования было уделено сохранению аутентичности устройства. Помог случай. И нам нашли эксплуатационные документы (Журнал отказов, технические описания и т.д.), подтверждающие что в  1967-70 гг. тренажер эксплуатировался в в/ч 21215 - ныне "Центр подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина."

ФотЫ (рапорт и с печатью библиотеки)

Еще с нами поделились информацией о том как, бывший зам. начальника ХВВАУЛ по научной работе п-к Губчик А.А. рассказывал, что на тренажере занимался научной работой Ю.А. Гагарин. Сам Губчик, как говорит авиационная молва, был у Гагарина рецензентом на дипломном проекте в академии им. Н.Е. Жуковского.

По данным, указанным в наших формулярах, получается - кабина находилась на летной базе отряда космонавтов (в/ч 21215(). ). К сожалению, пока нет подтверждения, но теоретически на ней мог тренироваться весь состав первого отряда космонавтов. Выходит, на руках оказалось не просто полтонны металлолома, а историческое устройство.

Сразу вопрос к Уважаемым коллегам. Может ли кто-нибудь помочь с документами на тренажер? Много и многие нам обещали, но реально помочь в легализации кабины, к сожалению, никто не смог.

Сейчас уже можно сказать, что от первоначального облика у тренажера изменилась только верхняя часть РУСа и часы. Ручку пришлось поменять, так как родная ручка на Л-29 очень не насыщена кнопками и переключателями, а часы+.. кабина нам досталась без часов.

Всю работу по восстановлению можно разбить на несколько этапов:

   1. Оценка состояния узлов и механизмов, электроники.
   2. Определение первоочередности направлений работ.
   3. Первоначальное проектирование систем.
   4. Проектирование:

а. Общей компоновки.

б. механики  - узлы имитации нагрузки по каналам управления.

в. электроники  - блок сопряжения с ПЭВМ, блоки логики по отдельным каналам управления, проектирование датчиков каналов управления.

г. блока имитации звуковых, вибрационных эффектов. Блока слежения за положением головы и управлением камеры в симуляторе от положения головы виртуального пилота.

д. выбор устройства вывода (проектор, система проекторов, монитор или телевизор с большой диагональю).

е. силовая схема для всех необходимых напряжений.

ж. параметров ПЭВМ.

5. Сборка и установка систем

6. Регулировка

7. Покраска, восстановление внешнего вида.

На первоначальное проектирование у нас ушло примерно два месяца. Параллельно пошла работа по замене проводки на всех приборах, лампочках, кнопках и тумблерах. В этой работе очень помог выпускник ХАИ Игорь Токарь. Он очень четко понял задачу и уже в конце июня в кабине заработали первые тумблеры и кнопки. Параллельно мы определились с механикой. Было принято решение не использовать родной тренажерный блок имитации усилий на каналах управления. Был разработан оригинальный загрузчик, позволяющий пока только статически изменять усилия на ручке и педалях. А в последствии, есть возможность доработать к нему блок изменения нагрузок на ручке в зависимости от скорости и высоты виртуального полета.

Долго выбирали куда выводить картинку. Даже провели тесты проектора, но+ экономика сказала свое "Я". Соотношение цена/ресурс у проектора не лучшее. Поэтому по итогу остановились на телевизоре с TFT матрицей. Тем более угловое разрешение пиксела оказалось всего в 1,5 раза ниже чем у проектора. Да и цветовая гамма получше.

Активное участие в восстановлении и помощь нам оказывают большое количество людей. Программированием и компьютерной частью тренажера пригласили заниматься студента первого курса ХАИ Стаса Воловика. На него упала вся программная часть по программированию кнопок под разные самолеты в симуляторе "Ил-2". Для помощи в решении этой задачи нам пришлось привлекать даже программистов из команды "Gennadich Team" г. Москва. Фирма пишет новый авиасимулятор, охватывающий период 1918-1968 гг.

Андрей Рыбалко (программер Gennadich Team") посоветовал нам оригинальный язык программирования, с помощью которого Стас написал интерфейсные модули, позволяющие например, с помощью одной кнопки выполнять разные функции. Так например модуль понимает однократное нажатие и "нажали-подержали" по разному. Это позволило не плодить кучу копок под "шифты, альты и контролы", и уменьшить количество электроники и реле.

Нам помогают многие добрые люди. Это и руководитель Украинского подразделения фирмы "Saitek". Александр поставил нам устройство, имитирующее вибрацию. Специальный планшет - клавиатура этой же фирмы позволяет увеличить количество функциональных кнопок в разы. Ведь кабина Л-29 не приспособлена под функциональность самолетов 4-го поколения. Приходится немного хитрить и часть редко используемых функций выносить на планшет.

Хочу так же сказать спасибо Паше Курило. Он не просто выступал покорным слушателем, но и творческим и технически подкованным оппонентом. То и понятно - бывший зам нач. цеха ХАЗа, вот только сейчас компьютеры собирает+..

В оформлении внешнего вида, оригинал - макета, помог художник издательства "ЭКСМО" Олег Корж. Творческий человек, неподдельно влюбленный в небо, сделал очень красивый макет оформления.

На конечном этапе, но очень толково нам помог, и помогает, работник модельного цеха ХАЗа Виталий Долженко.

Ну и самый главный двигатель идей и тестер - это Олег Крюков. На 100% можно сказать, что все, что сделано - придумал он. Нам, остальным участникам, оставалось только думать, как реализовать и воплотить его мысли в материале.

Июль месяц прошел у нас под знаком "что-то начало получаться". Спалив два раза контроллер управления, и взорвав на нем микросхему мы потихоньку продвигались к цели. Это сейчас датчики прочно привязаны к тягам и положение датчиков легко регулируется+ Были и тупиковые идеи, особенно пришлось помучиться с каналом тангажа. Нижняя часть ручки, при отклонении по крену, совершает небольшое движение в канале тангажа на кабрирование. Получается что при полностью данной ручке "в сторону", только из-за конструкции, мы имеем небольшое  движение ручкой "на себя". В реальном самолете тяги длинные и это просто не заметно. У нас же база, РУЧКА-ДАТЧИК чуть больше метра. Плюс еще нижняя часть ручки ходит по дуге окружности, что приводит на небольшой базе к вращению тяги. Решение нашлось жутко простое: - поставили вместо тяги к датчику нейлоновый трос. Он скомпенсировал вращение, а  уже компоновкой датчика мы вывели погрешность тангажа при ручке, отданной полностью по крену, до 0,65% от полного хода.

В августе мы приступили к сборке машины. Медленно, но уверенно встал на место компьютер. Правда привычной коробки с микросхемами вы у нас не найдете. Машина на тренажере стоит мощная, это понятно хорошо, но+ её же надо охлаждать! Пришлось делать "аэродинамическую трубу". По итогу компьютер стоит в канале. С одной стороны которого установлены четыре вентилятора. Потом канал сужается, обходит блок загрузчиков каналов управления и в конце воздух попадает на установленную под углом материнскую плату. Правда пришлось немного доработать еще и обдув видеокарты. По итогу только видушка  скинула порядка 20С. Вентилятор на процессоре, помогает обдуву медного радиатора проца, но наше охлаждение гораздо эффективнее штатного.

Сейчас, на начало декабря, кабина находится в состоянии 95% готовности первого этапа. На второй этап запланировано восстановление и запуск приборов тренажера. Пока мы обходимся картинкой приборов на мониторе, но это только пока.

Система позволяет очень точно отслеживать положение органов управления тренажера. В ней применены бесконтактные магнитные датчики. На тестовых полетах виртуальный пилот может четко пилотировать тренажер в любом симуляторе. Ограничений нет. Но приоритет отдан полетам в симуляторе "Ил-2" через интернет.

Наш самый любимый проект http://www.adwwar.com. В таких виртуальных полетах отрабатываются командные действия людей, ни разу друг друга не видевших, но способных договориться и сделать командный виртуальный вылет. С предварительной разведкой, прокладкой маршрута, выделением ударной группы и группы прикрытия. Главное для нас развитие навыков совместных, тактически грамотных действий. Это -главная цель в нашей работе.

Что будем делать с кабиной? Есть желание поставить в общедоступном месте в качестве оригинального аттракциона, хотя слово аттракцион в данном контексте не правильное+ скорее авиационно-исторический объект. Все-таки Харьков город не только танковой славы. Надеемся что жителям нашего города будет интересно притронутся, а и полетать (хоть и виртуально, но все-таки полетать) на историческом, но восстановленном по самым современным технологиям тренажере.

А еще в наших планах стоит восстановление рабочего места инструктора с тренажера ТЛ-29 и восстановление тренажера ТЛ-39. ТЛ-39 достался вообще в виде "без слез не взглянешь", но мы постараемся совместить имеющийся корпус с панелями приборов от МиГ-21 БИС. Вот такие планы.

 

Малышев Владислав

Комментарии (11)Add Comment
...
Автор: Зверев Сергей, January 08, 2008
Респект мужикам!
Хорошее дело делаете. Думаю простаивать тренажер не будет smilies/smiley.gif
...
Автор: Сергей, January 10, 2008
Молодцы!!!
;))
Автор: Nazim, January 10, 2008
Проыыесиональный подход однако...smilies/wink.gif)))))))))
Будьте внимательны
Автор: Валерий, January 20, 2008
Проблемма одна;---Ил-2.
Дело в том,что лётчиков,летавших на Ил-2,сейчас нет. к сожалению)Последний Ил-2 летал в 1956 году. Его не жаловали лётчики (первое)этотстамолёт создавалсяпод конкретную задачу, и был не самым лучшим для неё "в смысле задачи".
Вобщем можно очень много говорить на эту тему( кокретно и аргументированно)
Но такие программы(игры) живут долго, и не хотелось бы чтообы они попали под критику.
Поэтому;Обратите вимание
1;Ручка управления самолёта сделана "под две руки"
Это говорит о то что вопервых
-- Эправление было "затежелено"
- управление двигателем (шаг,газ, юбка охлаждения, подача возуха к масорадиатору, в процессе боевого применеия не осуществлялись)--- это очень важно поскольку влияет(очень) на качество атаки
-- Системы прицеливания как таковой не было (так как прицельная система бала мало эфективной и трамировала (убивала)лётчика при аварийных посадках или не проффесиональных посадках (90% вреалиях сов. ВВС)" к стати по этому прицел и снимали"
Есть ещё очень много пунктов" на которые необходимо обратить внимание.
Но с другой стороны я понимаю, что пипл и так схавает", выбирать Вам.
Мы очень внимательны :-).
Автор: Малышев Владислав, January 28, 2008
Тренажер сделан под СИМУЛЯТОР Ил-2. Почему? Очень просто - развитая сеть онн-лайн серверов.

Мы отрабатывали разные варианты.? МСФС, и ЛОКОН. Но остановились на "Ил-2" как на самом массовом симуляторе на данный момент. Хотя технически сделать тренажер под МСФС было бы гораздо проще.

Основная цель - командная работа, изучение тактики ВВС. ЛОКОН и МСФС этого не дадут.
!!! :))
Автор: Вячеслав, February 10, 2008
Молодцы ребята!!! А где вы находитесь? Хотелось бы посмотреть на это чудо
адрес
Автор: Крюков Олег 1980, February 13, 2008
Молодцы ребята!!! А где вы находитесь? Хотелось бы посмотреть на это чудо
В Харькове.
Фото есть?
Автор: Peter, March 07, 2009
Интересует как Вы организовали загрузку РУСа.
В свое время почти сделал напольный джой, но после того как в руки попал Microsoft Sidewinder Force Fedback2, разработку забросил. Чтобы реализовать обратную связь на полноразмерном РУСе по расчетам получались электромоторы килограмм по 20 весом и размерами "как движок от лифта". Может чего-то не понял и неправильно считал?
...
Автор: Крюков Олег 1980, March 10, 2009
2 Peter напиши Владу-Alaska---он тебе подробно усё ответит .аська 465017632
О тренажере
Автор: Федоров Михаил, August 27, 2009
Молодцы! Хорошее дело делаете.
Я в свое время был начальником лаботатории ВТ в Чвваул и хотел соединить два ТЛ-39 через СМ-1420 для имитации боя, для этой цели даже добился, чтобы закупили блок каналов ввода-вывода для СМ, дальше последовал развал всего и, естественно, завершение голубой мечты. После сокращения ЧВВАУЛа дослужил в Харькове и уволился по сокращению штатов.
Если буду полезен, пишите.
С уважением, Федоров
...
Автор: Вадим Николаевич Ищук, October 07, 2010
Сегодня там был. Работа проделана коллосальная! Сделано более чем всё! Остались мелочи. Большие, но мелочи.
Ребятам честь и слава!
Это надо видеть, щупать, чувствовать. Словами не передать!

Написать комментарий
Вы должны авторизоваться, чтобы добавлять комментарии. Пожалуйста, зарегистрируйтесь.
busy
 
След. »