Сейчас на сайте

Сейчас на сайте находятся:
7 гостей

Нет посетителей в онлайн

Дни рождения


Ушел в последний полет Ёлгин Юрий Николаевич

умер Ёлгин Юрий Николаевич23 декабря 2011 года скоропостижно скончался выпускник ХВВАУЛ 1969 года, великолепный летчик, преданный авиации ШкРаб, давший крылья многим пилотам, просто замечательный Человек - Ёлгин Юрий Николаевич. Его слова и дела живут в его учениках и Летают! Выражаем искренние соболезнования друзьям и родственникам. Светлая память.

4 сентября 2010 года  Ёлгин Юрий написал статью о своей летной жизни. Сегодня мы выкладываем ее вместе с имеющимися фотографиями. 

Читайте далее...

 

 

 

 

 

 

Ёлгин Юрий Николаевич.
Выпускник ХВВАУЛ 1969 года.
Родился в д.Корнилово, Болотнинского р-на, Новосибирской области 23 августа 1947 года.
   Судьба сложилась так, что я рано остался без родителей: мама умерла, когда мне было 12 лет, отца я не видел с дня рождения до 32 лет, и то сам разыскал. К счастью, меня забрала тетя по маминой линии, помогла мне закончить 11 классов и сделать выбор. Жил я в это время в г.Югра Кемеровской области. После восьмого класса ежегодно, в каникулы, работал на стройках. В учебное время занимался баскетболом, хоккеем, бегал на лыжах.
   В семье не было военных, тем более авиаторов, но один из друзей, с которым я активно занимался физической подготовкой, выписывал журнал «Авиация и космонавтика». Фотографии, статьи в журнале будоражили наше воображение, появилось смутное желание летать.
   Выбрали произвольно ХВВАУЛ. В горвоенкомате не было разнарядки в летные училища.  Но ответ на наш запрос, о возможности поступления на общих основаниях, нас воодушевил. После всех волнений при прохождении медкомиссии мой друго и еще один парень отсеялись, а я, после областной комиссии, еще с двумя парнями из области отправился в Харьков. Впервые выехал так далеко из своего городка. Впечатления ошеломили: огромная страна, красивые города, очень разные люди.
   Далее «Военвед», приемная комиссия, первая казарма-ангар на аэродроме «Рогань», кровати в три яруса. Поразило, сколько ребят со всей страны, да каких: и мастера спорта, и полетавшие в аэроклубах,  и наследники авиаторов, и послужившие в армии — все испытывали судьбу, следуя за своей судьбой.
   Из 1500 кандидатов отобрали 157. Мне повезло, на мандатной комиссии прошел без заминки. Приказ о зачислении в училище был подписан 21 августа 1965 года, а 23 августа у меня и у Валеры Ваньшина день рождения, да еще и день освобождения Харькова — это было нам наилучшим подарком.
   Мои первые армейские командиры: ком. 14 отделения — Иетр Гончаров, старшина курса Василий Супряга, естественно, отец родной — старшина Муллер В.А., капитан Кошевой, майор Нестеров. Очень благодарен этим людям за терпение, порядочность, огромный труд в нашем воспитании и сколачивании коллектива. С первых дней курсантской жизни нас окружили новые ощущения. Мы вдруг все стали друг на друга похожими в новенькой форме, нас охватила суета воинского распорядка, требования командиров.

УЛО

Первый курс прошел в напряженной учебе, нарядах, караулах и тревожном ожидании, когда же наступит день первого полета. С первых дней сблизились и подружились с Юрой Анисимовым и Витей Михайловым, с Юрой играли в сборной по гандболу, а в плане общественных мероприятий втроем пели «сиротские песни» на выездах художественной самодеятельности по предприятиям Харькова.
Много хлопот первокурсники доставляли командирам: здесь и борьба за успеваемость в отделениях, и самоволки, и перешитые брюки, но все это способствовалонашему возмужанию, снимало напряжение трудных будней.
С удовольствием вспоминаю преподавателей, пытающихся в короткие сроки дать нам высшее образование и при этом подготовить конкретных профессионалов. На самом деле это влюбленные в авиацию, знающие свое дело люди, и им удавалось из года в год давать курсантам оптимальный набор знаний и прививать любовь к профессии. Всем выпускникам знакомы и приятны эти фамилии: Барская, Туполева, Цейтлин, Луценко, Уфимцев, Воронцов, Безнос, Губенко, Остопырко.
Не обошлось и без курьёзов. На первой же зимней сессии я был удален с экзамена по истории КПСС полковником Заблоцким, за передачу шпаргалки, вместе с соискателем хорошей, а главное дармовой оценки. В результате — пересдача экзамена в каникулы, и не смог съездить на родину.
И, наконец-то, наступает март 1967г., сданы экзамены и зачеты, и мы выезжаем в полк.

809 АУП
14 и 15 отделения вошли в состав 4-й АЭ 809УАП, на аэродроме в Луганске (Ворошиловграде). Командовал эскадрильей п/п-к Дударь Л.С., зам. - м-р Гузенко, штурман аэ  м-р Рыбаков, КЗ — к-н Жиров Н., инструктор — летчик к-н Кочанов А.Е.
Что поразило в первый момент, основная масса летчиков, включая управление, в солидном возрасте, с сединой — степенные и многозначительные дяди.
Уже много позже я таких пилотов видел, когда перелетом на Мары в Купянске садился парами на МиГ-21БИС полк из Березы... Такие же солидные дяди с блестящей летной подготовкой...
Приступили к наземной подготовке 30 марта в классах базирующегося там ОВП, но уже шло формирование ВВАУШ, и нас перед полетами переселили в палаточный городок на аэродроме.
Первый ознакомительный полет на самолете Л-29 выполнил 10 апреля 1967г.
Трудно передать собственные ощущения, я вообще впервые поднялся в воздух на самолете. Приходит в голову сравнение, как в детстве в Сибири парашютировал, держась за ствол молодой березы.
Но здесь другое, под тобой могучая управляемая машина, «душа» сжимается в пружину и после взлета ликует, и только по физиономии можно было увидеть это.
И началась размеренная, полная впечатлений летная жизнь. Радовались новеньким комбинезонам, демисезонным курткам, шлемофонам с солнцезащитными очками, летным ботинкам, каждому полету.
Сейчас, вспоминая это время, могу сказать, за этим стоял огромный труд хорошо подготовленных, сплоченных офицеров в летных погонах.
…Немного позже, когда меня оставили в училище инструктором, я с благодарностью вспоминал своих учителей, благодаря этой школе мне, мальчишке с налетом менее 200 часов, пришлось садиться в кабину инструктора и делать хорошо свою работу, нравится это или не очень...
Вылетать самостоятельно должен был в числе первых, но однажды, после отбоя, в палатке нас было четверо, мы очень громко обсуждали прошедшие полеты, на что нам сделал замечание дежурный по лагерному сбору. Утихли, но через короткое время вновь зашумели, на что дежурный отреагировал в очень резкой форме, ну и... кто-то послал его подальше...
На утро начальник лагерного сбора п/п-к Боряков отстранил от полетов всех в палатке, дал задание найти сквернослова. После бурных выяснений я взял вину на себя. Эта выходка едва не стоила мне отчисления из училища. Отстоял меня КЗ капитан Жиров. Все курсанты в очередной выходной стояли в оцеплении футбольного поля на стадионе во время матча, Жиров посадил меня рядом с собой на трибунах и весь матч распрашивал подробно о всей моей короткой жизни. Мне тогда запало «в душу» умение человека спокойно беседовать, располагать к себе. А такими были фактически все наши воспитатели, не всегда мы это понимали.
Летать нам разрешили, но урок взял от жизни серьезный.
Нас учили быстро принимать решение, четко действовать в особых случаях полета, готовили морально правильно реагировать на отклонения в полете.
Запомнился один из контрольных полетов с замкомэской м-ром Гузенко. После взлета и до посадки, почти после каждого выполненного элемента полета слышу по СПУ «не в манду». У меня внутри все клокочет, и так отстал от программы. Но вытерпел до конца, после полета был выжат как тряпка, но разрешение на самостоятельный вылет получил.
Закончили полеты в Луганске 22 сентября 1967 г. Получил в зачетном полете со штурманом училища п/п-м Федорец оценку «отлично».
Быстро возмужали за этот короткий срок, но главное — полюбили небо!

810 УАП
К полетам на боевом самолете МиГ-17 приступили 8 апреля 1968 г. Тем же составом попали в 3-ю АЭ в Чугуеве. Командовал эскадрильей легендарный пилот-фронтовик п/п-к Кладиев А.К., заместителем был м-р Кошелев А.И., штурман — м-р Ефимов Э.Г., КЗ — м-р Ремизов В.В., инструктор-летчик к-н Рассадин А.Ф.
Полеты на боевом самолете были не только желанными, но и интересными.
Удалось полетать самостоятельно ночью, днем полеты по приборам под шторкой часто выполнялись в настоящих СМУ, полеты на полигон вообще вызывали восторг. Дух полка боевых самолетов чувствовался во всем. Даже отношение к курсантам было более демократичным.
Заканчивали программу уже в Купянске 21 октября 1968г. На аэродроме Чугуев начался ремонт ВПП, а наш курс должен сдать госэкзамены по техники пилотирования на с-те МиГ-17. Погода испортилась, долго ждали соответствующей, но пришлось в первый день летать на пилотаж в СМУ, второй день на боевом самолете по кругу.
Зачетные полеты выполнил на «отлично».
Сразу же появилось четкое понимание, что выпуск ускоренный и каникулы перешли в затянувшийся «голубой карантин».
После выполнения зачетных полетов, в полку пошла работа по распределению будущих выпускников. КМ м-р Ремизов рекомендовал оставить меня инструктором, я было «заблеял» о более высоких порывах, но резюме п-ка Уткина было однозначным — инструктор.
Выпуск состоялся 19 апреля 1969г. Приказ о присвоении воинского звания «лейтенант» подписан Министром обороны СССР 17 апреля 1969г.


ШкРаб
Сбор молодых инструкторов, а я, в конечном варианте, оказался в 809УАП в 4-й АЭ п/п-ка Дударя Л.С., состоялся в конце апреля в Чугуеве. Провели организационные мероприятия, получили летное обмундирование и, летным эшелоном перебазировались на аэродром Лебедин, Сумской области. Аэродром еще был грунтовым, с двумя ВПП.
Первый, ознакомительный полет выполнил 8 мая 1969г. Летная подготовка проводилась высокими темпами, эскадрилья на аэродроме одна, свободный маневр, было впечатление, что мы живем на аэродроме. Фактически так оно и было, для летного состава приспособлена казарма, и только женатые лейтенанты с женами снимали жилье, и я в том числе. Мой КЗ м-р Недужий Н.С., с огромным опытом, принципиальный, прекрасный учитель и человек.
Инструктор был назначен м-р Канин — штурман АЭ., пилот старой «гвардии» с соответствующими устоями и принципами. Программу ввода в строй прошли в течение месяца и с 30 мая приступили к полетам по программе подготовки инструкторов.
В июне в одном из тренировочных полетов при выходе с аэродрома в зону внезапно остановился двигатель. Как потом выяснилось, лопнула рессора масляного насоса, двигатель заклинило. Доложил о происшедшем и сразу запросил разрешение на посадку с обратным стартом на аэродром. Удивительно, но радиообмен прошел четко, запретили взлеты и посадки на запасную полосу, и я начал рассчитывать на посадку. Фактически это был разворот на 180 гр. С высоты 2000 м. Меня быстро увидели визуально и после прохода ДПРС слышу голос Сан Саныча Канина (а он сидел на СКП в качестве ПРП): «...сынок, хватит скользить, хороший расчет...». Приземлился ближе к середине ВПП, тормозить не пришлось.
Это было первое боевое крещение, и я с благодарностью впоследствии вспоминал своих учителей и на Л-29, и на МиГ-17, что научили летать, а главное — быстро принимать решение. П-к Машкей А.Д. Вручил часы командирские, храню до сих пор вместе с шариком от подшибника турбины, как талисман.
18 июня выполнил зачетный полет с командиром полка п-ком Фомичевым, на допуск к инструкторской работе с оценкой «отлично», мне передали летную группу и началась моя «педагогическая» деятельность.
Молодежи в АЭ было уже много, причем из разных выпусков; и 1967 г., и 1968 г., и 1969 г.
Чаще всего общались с Женей Тарасовым, Валерой Ваньшиным, Равилем Хадеевым, Валерой Еговцевым, Сашей Горбань, Толей Ильюшко. Замечательное время.
В этом году успел полетать самостоятельно в СМУ днем, и ночью в ПМУ. Полеты завершили в конце октября, зимовали в Чугуеве. Новый год встретили с женой Людмилой в своей комнатке в коммуналке, были счастливы. А в конце января 1970 г. у нас родилась дочка Марина.
На следующий год такое же становление прошли молодые инструкторы выпуска 1970 — юбилейного года. В июле 1970 г. у меня принял летную группу Володя Семенюта, а я, Валера Ваньшин, Женя Тарасов были переведены в 812УАП в Купрянск.

812 УАП
В полку в этот период шла реорганизация: фронтовые бомбандировщики с самолетами Як-28 уходили в Камень-на-Оби (формировалось Барнаульское ВВАУЛ), в то же время полк перевооружался с самолетов МиГ-21ф13 на МиГ-21пф.
Встретили прекрасно, провели все организационные мероприятия и приступили к полетам. Командовал полком полковник Бобейко Л.В., заместители подполковник Карпенко И.Г., подполковник Нечетов А.М., штурман полка Шарапов Н.В. Командиры АЭ: подполковник Суворов П.Ф., подполковник Зайцев Н.К.
До Нового 1971 года полк был укомплектован, сильно омолодился и постепенно обрастал новыми традициями. Быстро проявляло себя пополнение. Сильные, инициативные летчики В. Ширитон, Л. Фурса, А. Ковалев были старше, опытнее и быстро выросли до замечательных командиров.
Фактически основная масса пилотов была 1967 — 1970 гг. выпуска. Таким образом, росла смена, накапливался опыт, преемственность, обустраивались семьи.
Первый выпуск курсантов таким составом провели в 1971 году.
Особую роль в становлении полка сыграли, конечно, ветераны: генерал Машкей А.Д., полковник Уткин Ю.Н., полковник Серебров Л.В., полковник Бобейко Л.В., да и ветераны полка, выше перечисленные.
Легенда полка — пилоты: Шабунин Г.Л., Кушнеров А.С., Седов А.Т., Шаповалов В.Т., Иванов С.И., Дидевич В.В.
На смену Бобейко Л.В. Пришел Нечетов А.М., грамотный, волевой командир, оставивший яркий след в становлении полка, организации методической и летной подготовки, воспитательной работы. Для многих пилотов он был примером и в службе, и в полетах, и в личной жизни.
Нечетова А.М. Заменил Никонов С.А., но это уже другая школа. Попытался внести новые традиции, в основном сапожно-ременные, но это не прижилось, думаю, из-за пренебрежительного отношения к личному составу, одним словом, вспомнить нечего.
Справедливости ради следует отметить прекрасного летчика и командира Владимира Комлева. Он прибыл из академии, по назначению, на должность командира АЭ, пробыл в полку непродолжительное время, но оставил о себе самые замечательные воспоминания.
Настоящий офицер, граммотный, требовательный (дважды не повторял), с высоким чувством ответственности, чуткий и внимательный воспитатель и при этом превосходный летчик. Я был у него заместителем и с огромным удовлетворением впитывал, как губка, эту положительную энергию. Позже, будучи заместителем командира полка, я встречался с ним (зам.ком.дивом), на аэродроме, он руководил рекогносцировкой для перелета полка на учения. Встретились как родные братья.
Следующий командир Желток А.М. Оставил «яркий» след в истории полка. Я пришел к нему из академии в должность заместителя. Командир с прекрасными человеческими качествами, отличный летчик, но с другой школой, амбициями. Летал полк много, и лично командир научил многому в технике пилотирования, но где-то надорвалась тонкая ниточка безопасности, пилотов уберечь не смог. 1982 г. В полку с небольшими интервалами 3 катастрофы, на мой взгляд, совершенно не случайно. Полк вошел в режим тряски, полеты перестали быть тем состоянием, в котором пилоту любо, потому что его этому учили, это его жизнь.
Александр Степанович Найденов — это, я бы сказал, легенда училища. Инициативный, опытный хозяйственник, вырос в лучших традициях ХВВАУЛ. Он быстро сплотил вокруг себя коллектив, создали, взамен устаревшей, методическую базу, обустроили штабы, классы, привели в порядок городок, аэродром. А самое главное — обустроили лагерный аэродром Левковка. Мне пришлось с личным составом эскадрилий и обеспечивающих частей осваивать работу на этом аэродроме зимой и летом. Благодарен прекрасным командирам этих подразделений: Николаю Аленичеву, Владимиру Семенюте, Николаю Свеженцеву, Юрию Дорошко, Виктору Шовкопляс.
Удалось построить, конечно, не без помощи командующего, четыре домика для летного состава, создать классы, квадрат, оборудовать КДП. И это заслуга командира.
В начальный период этой работы в Левковке, в начале января 1983 года, со мной произошло несчастье. В очередной выходной личный состав выезжал на отдых к семьям в Купянск, я с последней группой выехал на Урал-375. На одном из поворотов, за г. Изюм, водитель не справился с управлением, пошел занос и на съезде в кювет автомобиль перевернулся. Я сидел рядом с водителем, а переворот шел в его сторону, оказался в перевернутом тягаче со сдавленной кабиной рукой. Под спиной и шеей лужа бензина, вытекающего из бака. Так продолжалось два часа, пока подошедший автокран не помог меня освободить. Далее местная травмотология, там меня нашли Найденов А.С. И Помазан И.П., госпиталь в Харькове, куда первыми примчались Ширитон В.И. С женой. Дело в том, что врачи готовились к ампутации руки, о чем и доложили командующему.
Но, слава богу, моей жене и Саше Найденову, что все закончилось благополучно.
Найденов уговорил командующего дать мне возможность для полной реабилитации после выхода из госпиталя выполнять свои обязанности, не летая. Тот разрешил. Вот так я и сгодился в полку и особенно на лагерном аэродроме. Полтора года продолжалось лечение без отрыва от службы, но результат — прошел в ЦНИАГ ВЛК без ограничений, и потом восемь лет летал.
Помазан И.П. Сменил Найденова А.С. И продолжил славные традиции. Прекрасный командир и человек но, по-видимому, брежневский застой развил в нем любовь к орденам, барству и толпе льстецов. Хотя, на самом деле и огромная, могучая страна развалилась в одночасье.
Знаю, что и в других полках училища происходило много славных для истории событий, по рассказам друзей, однокашников. Главное, за всем стоят люди, делающие эту историю. Заканчивал службу в МНР, советником командира полка, а по возвращении, когда СССР развалился, а я вернулся в Украину, твердо решил увольняться и ехать в Россию, начинать жить с нуля.
С благодарностью вспоминаю родное училище, его великих труженников, не жалевших себя ради выполнения своих прямых обязанностей: обучения и воспитания офицеров-летчиков, надежную элиту государства.
И я горжусь своими учениками: Владимиром Васютиным, Павлом Власовым, Игорем Вотинцевым, да и многими другими, беззаветно преданными небу и своей Родине.
Благодарен своим друзьям однокашникам: Петру Гончарову и Валерию Яковенко, притянувших меня «за уши» к поездкам на МАКС и встречи выпускников ХВВАУЛ.
Что говорить, закалка в нашей Школе позволила мне 17 лет проработать на «гражданке» от зам. Начальника отдела завода союзного значения до ген. Директора предприятия.
Как видно, ХВВАУЛ готовило не только летчиков минус инженеров, но и стойких бойцов, целеустремленных людей.
Уволился в апреле 1993 года и, по приглашению товарища, приехал в г. Александров Владимирской области (входит в «золотое кольцо», здесь Иван Грозный 16 лет правил Государством).
Image

Image

Image

Image

Image

 

Комментарии (3)Add Comment
...
Автор: Р?РіРѕСЂСЊ, December 24, 2011
Вечная память
...
Автор: Р?РіРѕСЂСЊ, December 27, 2011
Вечная тебе память Юра...
...
Автор: Глеб, December 29, 2011
Купянские улетают... smilies/angry.gif

Написать комментарий
Вы должны авторизоваться, чтобы добавлять комментарии. Пожалуйста, зарегистрируйтесь.
busy
 
« Пред.   След. »